Правовая инспекция труда осуществляет:
- контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений;
- представительство членов профсоюза в государственных органах, в т.ч. судебных органах, по вопросам защиты и восстановления нарушенных трудовых и социально-эеономических прав членов профсоюза.
Правовая инспекция труда наделена полномочиями, предусмотренными Положением, утвержденным Постановлением Президиума Московского городского комитета профсоюза от 18.05.2000 г. в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (глава 58 ТК РФ) и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
В соответствии со ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда имеют право:
Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Правовая инспекция труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
ПОЛОЖЕНИЕ
о правовой инспекции труда Общероссийского Профессионального союза работников кино и телевидения «РОСПРОФКИНО»
- Общие положения
1.1. Правовая инспекция труда Общероссийского Профессионального союза работников кино и телевидения, именуемого далее Профсоюз, создается Центральным советом Профсоюза:
— для осуществления контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также актов, устанавливающих условия оплаты труда работников кино и телевидения, членов Профсоюза и социальные гарантии при ее осуществлении;
— для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении работников кино и телевидения, членов Профсоюза
— для осуществления контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, регулирующих условия труда работников кино и телевидения, членов Профсоюза, также в части установления профессиональных стандартов;
— для осуществления контроля за соблюдением законодательства о профессиональных союзах, о социальном партнерстве, условий отраслевых соглашений, коллективных договоров с государственными и муниципальными органами, учреждениями, предприятиями в отношении работников кино и телевидения.
1.2. Правовая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права , Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», законами и иными нормативными актами, регулирующими условия деятельности в области кино и телевидения, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Уставом Профсоюза и настоящим Положением.
1.3. Правовая инспекция труда Профсоюза создается на федеральном и региональном (межрегиональном) уровнях организационной структуры Профсоюза и образует единую систему профсоюзного контроля Профсоюза.
- Задачи Правовой инспекции труда Профсоюза
2.1. Основными задачами Правовой инспекции труда Профсоюза являются:
— осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также актов устанавливающих условия оплаты труда работников кино и телевидения и социальные гарантии при её осуществлении
— осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении работников кино и телевидения
— осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, регулирующих условия труда работников кино и телевидения в части установления профессиональных стандартов;
— осуществление контроля за соблюдением законодательства о профессиональных союзах, о социальном партнерстве, условий отраслевых соглашений, коллективных договоров государственными и муниципальными органами, учреждениями, предприятиями в отношении работников кино и телевидения , членов Профсоюза
— юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза, а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей (их представителей), представителей нанимателей, и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы членов Профсоюза, профсоюзных организаций, установленные нормами международного права, законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;
— отстаивание прав и интересов членов Профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке отраслевых соглашений, коллективных договоров и соглашений;
— взаимодействие с органами прокуратуры,с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления при осуществлении возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза полномочий;
— подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков и упущений со стороны должностных лиц, допустивших нарушения прав и законных интересов членов Профсоюза;
— взаимодействие со средствами массовой информации (публикация статей в газетах и журналах, в сети Интернет, выступление по радио и телевидению) для ознакомления членов Профсоюза, общественности со сведениями о правозащитной работе Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;
— оказание информационно-методической помощи, обучение профсоюзного актива, бесплатное консультирование членов Профсоюза по вопросам, касающимся их социально-трудовых прав, профессиональных и служебных интересов.
- Основные полномочия Правовой инспекции труда Профсоюза
3.1. Для выполнения возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза задач правовые инспекторы труда Профсоюза наделяются следующими полномочиями:
осуществлять в рамках полномочий проверки при предъявлении удостоверений установленного образца, в том числе проверки в организациях и у индивидуальных предпринимателей осуществляющих свою деятельность в области создания кино теле видео продукции и телевещания
участвовать в проведении совместных с органами прокуратуры, федеральной инспекции труда, с другими органами государственного контроля (надзора) проверок соблюдения работодателями, их представителями и должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;
запрашивать и получать у работодателей, их представителей и должностных лиц документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на правовую инспекцию труда Профсоюза контрольных функций;
направлять должностным лицам государственных и муниципальных органов, работодателям,их представителям, представителям нанимателей и другим должностным лицам обязательные для рассмотрения Представления об устранении выявленных нарушений (Форма 1-ПИ, Приложение № 1 к настоящему Положению), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке;
информировать органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы работодателей, их представителей и другие уполномоченные органы о нарушении должностными лицами государственных органов, органов власти субъектов Российской Федерации , органов местного самоуправления, работодателями, их представителями, представителями нанимателей и другими должностными лицами, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих профессиональную деятельность работников кино и телевидения, законодательства о профессиональных союзах, условий отраслевых соглашений, коллективных договоров и соглашений с целью привлечения виновных лиц к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной);
в установленном законодательством порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права, профессиональные и служебные интересы работников кино и телевидения, членов Профсоюза, а также права и интересы Профсоюза, его структурных подразделений;
проводить юридическую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и социально-экономические интересы членов Профсоюза, а также права и интересы Профсоюза, его структурных подразделений;
подготавливать методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы;
принимать участие в обучении профсоюзного актива;
ежегодно в установленной настоящим Положением форме обобщать статистические данные и практику работы правовой инспекции труда Профсоюза, вести учет и направлять соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав работников кино и телевидения, членов Профсоюза,прав Профсоюза и принятых мерах.
- Права и обязанности правовых инспекторов труда Профсоюза
4.1. Правовые инспекторы труда Профсоюза имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, устанавливающих условия оплаты труда работников кино и телевидения, социальные гарантии при её осуществлении, законодательства о профессиональных союзах, условий отраслевых соглашений, коллективных договоров и соглашений;
принимать участие в рассмотрении споров, связанных с нарушением трудового законодательства, законов и иных нормативных актов, законодательства о профсоюзах, а также с невыполнением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, касающиеся социально-трудовых и социально-экономических прав работников кино и телевидения, членов Профсоюза.
взаимодействовать со средствами массовой информации (публикация статей в газетах и журналах, в сети Интернет, выступление по радио и телевидению) для ознакомления работников кно и телевидения, членов Профсоюза, общественности со сведениями о правозащитной работе Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;
готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.
4.2. Правовые инспекторы труда Профсоюза обязаны:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих условия оплаты труда работников кино и телевидения, социальные гарантии при её осуществлении, при осуществлении контроля за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;
не нарушать права и законные интересы работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц;
содействовать защите социально-трудовых, социально-экономических и других гражданских прав, профессиональных интересов работников кино и телевидения, членов Профсоюза, прав и интересов Профсоюза, его структурных подразделений;
во время проведения проверок быть объективными, руководствуясь требованиями законодательства, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной;
при осуществлении своих полномочий, а также после увольнения с занимаемой должности соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных членов Профсоюза и других работников, служащих, ставших им известными в ходе выполнения возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза функций;
считать конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя,его представителя, представителя нанимателя или другого должностного лица. Воздерживаться от сообщения представителям проверяемой организации сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против разглашения данных об источнике жалобы;
проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и служебные интересы работников кино и телевидения, членов Профсоюза, а также права и интересы Профсоюза, его структурных подразделений;
постоянно повышать свою квалификацию, изучать законодательство Российской Федерации и судебную практику;
принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы Правовой инспекции труда Профсоюза, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе Профсоюза, его структурных подразделений, и представления сведений в установленном порядке в вышестоящие профсоюзные органы;
участвовать в ведении учета нарушений прав Профсоюза для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные органы.
- Организационное обеспечение деятельности
Правовой инспекции труда Профсоюза
5.1. Общее руководство деятельностью Правовой инспекции труда Профсоюза осуществляется Центральным советом Профсоюза.
Главный правовой инспектор труда Профсоюза назначается на должность и освобождается от должности Председателем Профсоюза, который руководит его работой с учетом решений, принятых Центральным советом Профсоюза.
Руководство работой правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза в аппаратах комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза возлагается на председателей этих организаций и их заместителей. К исключительной компетенции председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза относится определение численности правовых и общественных (внештатных правовых) инспекторов труда Профсоюза, их прием и увольнение (назначение и освобождение от должности), принятие мер по повышению их квалификации и материальному обеспечению их деятельности.
5.2. На должность правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
В Профсоюзе могут также действовать внештатные правовые инспектора труда. В своей деятельности они руководствуются настоящим Положением.
5.3. Правовые (главные правовые) инспекторы труда Профсоюза, осуществляющие свою деятельность в региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза, именуются: «Правовой (главный правовой) инспектор труда Профсоюза по (название республики, края, области, города)».
5.4. Центральным советом Профсоюза правовым инспекторам труда Профсоюза выдается удостоверение установленного образца.
При увольнении (освобождении от должности) правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза удостоверение подлежит возврату и последующему уничтожению.
5.5. Главный правовой инспектор труда Профсоюза вправе присутствовать на заседаниях Центрального совета Профсоюза.
5.6. Главный правовой инспектор труда Профсоюза:
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью Правовой инспекции труда Профсоюза;
рассматривает возникшие разногласия между работодателями ,их представителями, представителями нанимателей, другими должностными лицами и правовыми инспекторами труда Профсоюза;
готовит отчет о правозащитной работе и вместе с пояснительной запиской представляет их в установленном порядке для рассмотрения на заседаниях центральных органов Профсоюза.
организует обучение и повышение квалификации правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза в соответствии с утверждаемыми Центральным советом Профсоюза планами;
обобщает и пропагандирует положительный опыт работы Правовой инспекции труда Профсоюза