Общероссийский профсоюз работников

кино и телевидения «РОСПРОФКИНО»

Зачем все работники Голливуда вступают в профсоюз, как получить двойную зарплату и сколько должен отдыхать Спилберг? Infоx.ru представляет проект «Киношкола»: Hollywood.

«Практически у всех профессий есть профсоюзы — даже у работников второго звена, что называется. Можно работать в кино и не быть членом профсоюза, но это значит, что вы всегда будете работать на малобюджетных картинах.

Мы все-таки федерация, и штаты имеют очень большую власть над законодательством. Калифорния, например, — профсоюзный штат. А Луизиана — нет, это «штат с правом на работу», там нет профсоюзов, во всяком случае, киношных. И там можно работать на большой картине, не будучи членом профсоюза. Но если вы сценарист, ведущий оператор, художник-постановщик или художник по костюмам, актер, режиссер – вы принадлежите профсоюзу или гильдии вашей профессии. Все эти гильдии в США собраны под общий зонт большого-большого профсоюза работников театральных и киноискусств. И все договоренности с продюсерами и со студиями, контракты его членов обсуждаются гильдиями отдельно, и еще и общим, большим профсоюзом.Если вы не являетесь членом профсоюза, то не можете работать на «профсоюзных» картинах. То есть, в основной массе, на более или менее бюджетных картинах.

Пути входа в профсоюз очень разные. Актерам нужно отсняться в энном количестве «профсоюзных» картин или рекламе — после этого они получают квиточки, которые все собирают вместе. Когда набрано определенное количество часов, они уже могут вступить в профсоюз, и со следующей работы обязаны в него вступать.

Членам профсоюза платят более высокие гонорары, и им не могут платить меньше определенной суммы. Зачастую платят намного больше, чем минимальная ставка профсоюза — это зависит от вашего контракта, вашего агента. Но устанавливается не только сумма гонорара, но и условия работы. Например, количество часов, которые вы будете работать. Если вы гример, скажем, и получаете 30 долларов в час, например, то если на два часа больше, чем ваш 10-часовой рабочий день вас задержали, то эти 2 часа вы будете получать по 45 долларов. А после 14 часов вам уже платят «двойное время» — то есть 60 долларов. Если вас не накормили в 12 дня или после 6 часов с начала работы, на час или два отодвинули время обеда, то продюсеры вам должны заплатить определенный штраф. Существуют такие вещи, как «12 часов отдыха», именно столько должно пройти от момента, когда группу распустили, до времени на вызывном листе на следующий день. Если время вызова подвинули, потому что свет уходит или по какой-то другой причине, — тоже обычно платят дополнительные штрафные. Есть очень много вещей в профсоюзе.

Представители творческих профессий — режиссеры, писатели, актеры и даже второй режиссерский состав: первый ассистент режиссера, второй режиссер, все состоят в гильдии. И эта гильдия договорилась в свое время, что у ее членов будут авторские. То бишь, они могут договориться о своих кусках контракта с продюсерами дополнительно, но есть базовое соглашение, которое никто не может нарушить. Они должны получить авторские от проката. Эти авторские отслеживаются специальными компаниями и переводятся на счет профсоюза. Он следит, чтобы они были выплачены.

Авторские зависят от проката. Например, почти 20 лет назад, я тогда просто тренировала актеров, нужно было записать голос, который в наушнике слышит один из героев. Что-то случилось во время монтажа. И этот звук должен быть с русским акцентом. У них был выбор, или объявлять кастинг и искать актрису, или попросить меня, которая уже стояла в студии, все равно работала с актерами, не могу ли я записать 10 строчек диалога. Который еще и слышно не будет. В связи с этим меня вынуждены были вписать в профсоюз САГ, потому что я выполняла работу саговского актера. Они смогли доказать, что лучше меня этого никто не сделает, в результате я получила свою саговскую — то есть актерского профсоюза — книжку, и до сих пор получаю малюсенький чек. Но каждый год, исправно, от разных студий: от Диснея за прокат на телевидении, кому-то другому были проданы права на спутниковое телевидение, от них тоже приходит чек. Это очень смешно, конечно, этого даже на зажигалку не хватит. Но это я к тому, что у артиста , который отснялся в роли, отчисления довольно большие. Есть актеры — не звезды вроде бы, но регулярно снимаются в характерных ролях. Они очень хорошо зарабатывают, потому что у них есть вот эти авторские, которые постоянно продолжают им приходить – им нет конца, они пожизненные. То же самое с режиссерами, и с писателями.

Люди некоторые приезжают сюда и думают: вот я сейчас вступлю в профсоюз, у меня будет работа. Нет, совсем не обязательно. 90 процентов актеров, состоящих в актерском профсоюзе, не работают, если не больше. Даже если и работают иногда, то не могут содержать себя на ту работу актерскую, которую они выполняют в течение года. То есть они недостаточно даже вырабатывают часов, что бы получать медицинскую страховку и пенсионные отчисления.

Когда продюсер нанимает члена профсоюза, например актера, то он обязан заплатить не только ему его гонорар, но и отчислить соответствующий процент в пенсионный и медицинский фонд этого актера. Из чего потом коллективно профсоюз покупает медицинскую страховку и пенсионный план. И актер имеет бесплатную медстраховку и пенсионный план, который каждый год растет, когда он выйдет на пенсию, он сможет им пользоваться. Пенсионные отчисления потерять невозможно. Но чтобы не потерять отчисления медицинские, надо отработать определенное количество часов в год. А если в каком-то году ты не отработал – значит, на этот год ты покупаешь ее сам».

О правовом статусе киноработников и статусе их деятельности в кино.

Все мы живем в государстве и обществе, а соответственно на нашу жизнь и деятельность распространятся нормы закона, моральные нормы и общественные принципы. Преимущественное значение имеют, конечно же, нормы права. Ведь нормы права, закрепленные в законодательстве — это правила поведения, которые устанавливаются государством и общеобязательны для всех нас, проживающих в этом государстве. Это те рамки свободы, которые предоставляет нам государство и за которые мы не можем выходить. Существует принцип: «что не запрещено законом, то разрешено». Все, что находится за этими рамками дозволенного, уже находится вне закона. Нарушение закона приводит к ответственности.

Указанные правила действуют также в сфере кино и распространяются на киноработников.

Так, существует несколько базовых принципов, закрепленных в Конституции РФ и которые распространяются на всех, в том числе и на киноработников:

1) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 Конституции РФ);

2) право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии (статья 37 Конституции РФ).

Эти принципы свидетельствуют о следующем: вы как киноработник сами принимаете решение, как вам реализовать свои способности, компетенции, профессиональные навыки – в ходе экономической деятельности или в ходе трудовой деятельности. При этом нужно понимать, что экономическая деятельность означает, что вы оказываете определенный объем услуг или выполняете объем работы по заказу кинокомпании за вознаграждение. А трудовая деятельность предполагает именно процесс выполнения определенной функции, порученной вам кинокомпанией, в рамках ваших постоянных должностных обязанностей. Отсюда вытекает, в какие вы отношения вступаете с кинокомпанией: в трудовые (трудовой договор) или гражданско-правовые (договор выполнения работ, оказания услуг, договор авторского заказа). От вашего выбора деятельности зависит, какие права вы впоследствии имеете, на что можете претендовать по закону и какой вправе избрать для себя законный способ защиты. Но подробнее об этом позже в наших последующих статьях.

В настоящей статье мы хотели обратить внимание на иной, не менее важный аспект.
Так вот. Единственное, что не меняется от выбранного вами вида деятельности и реализации своих способностей – так это статус киноработника, который дает вам более привилегированное положение и дополнительные преимущества в сравнении с работниками иных отраслей в нашем государстве.

Знали ли вы, что киноработник – это творческий работник (по закону). Несмотря ни на что.

Познавательное определение творческого работника и творческой деятельности, отражающее данное правило, дают нам Основы законодательства РФ о культуре:

«Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников».

«Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация».

Вот видите, закон однозначно вам ответил: неважно, какой у вас договор (трудовой или гражданско-правовой договор с ИП) – вы Творческий работник и ваша работа – это, прежде всего, культурная ценность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Наверняка, вы спросите, как в том фильме «Самая обаятельная и привлекательная»: «А какие последствия могут вытечь из чашечки кофе?» (в нашем случае — из статуса творческого работника)». Отвечаем: на вас распространяются нормы законодательства об интеллектуальных правах (авторском праве), которые предоставляют вам дополнительные права, гарантии и защиту, нежели обычным работникам других сфер. Вы находитесь в более привилегированном положении с точки зрения закона. И надо умело использовать свои законные возможности.

Знали ли вы, что существует утвержденный Постановлением Правительства РФ список творческих работников организаций кинематографии (кинокомпаний)? Просмотрев данный список, каждый из вас сможет определить для себя, относится ли он с точки зрения закона к творческим работникам и имеет ли вышеуказанный «привилегированный» статус.