В России специальное законодательство в сфере кинопроизводство не сформировано. К киношным отношениям применяются общие нормы и механизмы регулирования, применяемые к гражданским отношениям. Также подлежат применению общие нормы авторского права, закрепленные в действующем в Гражданском кодекса.
Специальные законы и /или схемы регулирования этих отношений с учетом их специфики законодателем не создаются, в отличие от иностранных государств.
К примеру, в Украине, еще в 1998 году был принят отдельный Закон о кинематографии. Закон распространяется на лиц, которые занимаются профессиональной деятельностью в сфере кинематографии в Украине (авторы фильма, производитель фильма, исполнитель фильма, съемочный персонал производства фильма и т.д.). Также существует Закон о распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, а в 2017 году был подготовлен законопроект об аудиовизуальных услугах.
Также в нашей стране отсутствуют специальные механизмы урегулирования споров между участниками кинопроизводства и специализированные органы. Споры между ними рассматриваются обычными государственными судами. Часто судьи не имеют достаточной специализации в сфере авторского права и интеллектуальных прав, и тем более, совсем не разбираются в специфике кинопроизводственного процесса.
В нашей практике случались ситуации, когда в течение двух судебных заседаний нам приходилось объяснять судьям арбитражного суда разницу между постановкой спецэффектов и поставкой пиротехнических материалов, а судьи апелляционной инстанции не могли понять, что такое первый вариант сценария, окончательный вариант сценария и доработка на этапе режиссерских правок.
Отсутствие специализированных судей, судов, специальных органов по вопросам разрешения споров в сфере кино сказывается на качестве правосудия по таким делам и добавляет немалую работу «киношным» юристам, вынужденных заниматься в судах разъяснением основных понятий кинопроизводственного процесса.
Интересен тот факт, что во Франции созданы и функционируют специальные органы для урегулирования споров в сфере кинематографа – Арбитражный суд при Международной кино- и телеассоциации (le Tribunal Arbitral de l’IFTA (International Films and Television Association) и Центр арбитража и медиации при Всемирной организация авторских прав на литературные и художественные произведения (le Centre d’arbitrage et de médiation de l’OMPI (Organisation Mondiale de la Propriété Littéraire et Artistique).
Надеемся, что в России в ближайшем будущем государство также осознает необходимость особого подхода к законодательному регулированию сферы кино и важность формирования специализированных досудебных и судебных органов по разрешению споров в данной сфере.
Например, по принципу функционирования Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ может быть создан аналогичный специализированный орган для разрешения споров в сфере кино – Арбитраж при Союзе кинематографистов РФ.Ведь все равно при разрешении споров в государственных судах Союз кинематографистов при необходимости дает свои разъяснения по вопросам кинопроизводственного процесса. Так почему бы ему самому не заняться урегулированием споров… Если бы такой орган был создан, то участники кинопроизводства могли бы в добровольном порядке прописывать у себя в договорах возможность передачи спора на разрешение Арбитража при Союзе кинематографистов РФ.